Start!‎ > ‎

Равногогика

Равногогика (peeragogy) — теория и практика самоорганизующегося взаимного обучения в духе «равный равному» (без преподавателя).

Говоря «равногогика» (от англ. «peeragogy»), мы подразумеваем: любое самоорганизующееся взаимное обучение в духе «равный равному», осуществляемое в сети Интернет. Все, что вне этой сети, не относится к предмету равногогики. «Равный равному» (peer to peer) = без явного преподавателя. Преподаватель как эксперт может принимать участие, но сама функция «учителя» — его обязанности, а также ответственность — распределены между всеми участниками (в той или иной форме).

Само слово «равногогика» означает не конкретную теорию, а явление — самоорганизующееся обучение в Интернете, — а также практику, «производящую» данное явление. Теоретическая основа в настоящее время разрабатывается, соответствующие публикации можно найти по ключевым словам peeragogy, paragogy, heutagogy, connectivism (абсолютное большинство работ доступны именно на английском языке).

Примеры форм учебной деятельности, попадающей в фокус равногогики:
  • учащиеся: кооперация в социальных сетях (например, ВКонтакте) в ходе выполнения домашнего задания, творческих проектов, а также во время подготовки к экзаменам. Культура кооперации может быть как низкой (примитивное списывание), так и достаточно высокой (объяснение друг другу, совместный поиск и обсуждение материалов в сети);
  • учителя: сетевые сообщества, в которых коллеги совместно осуществляют неформальное повышение квалификации (неформальное в том смысле, что нет четкого регламента, официальных документов и т. п., зато есть энтузиазм, желание или необходимость разобраться в новом);
  • учителя + учащиеся: учитель использует свою страничку в социальной сети для того, чтобы общаться с учащимися в предметном контексте: от примитивной публикации домашнего задания, до неформальной творческой работы с учащимися.
 
Практическое руководство равногога: Peeragogy.net

Равногогика, будучи практико-ориентированной, опирается на теоретическую основу парагогики (paragogy).
 
Парагогика (от греч. «παραγωγή», производство) — теория «производства» учебной деятельности в контексте горизонтальной модели «равный равному». Описывает принципы взаимодействия равноправных участников (без явных преподавателей), позволяющие организовать совместное и взаимное обучение.
 
Авторы парагогики: Джозеф Корнели и Чарли Данофф, участники Peer-to-Peer University.
 
 
 
Принципы парагогики [1, 2]:
 
1. Изменчивый контекст как децентрализованный центр
— мы учимся, меняя «природу» учебной среды — контекст, в котором происходит обучение (социальный и технологический).
 
2. Мета-учебная деятельность как источник знания
— мы учимся, меняя представление о самих себе (познаем себя).
 
3. Участники предоставляют обратную связь, которую нельзя получить иначе
— мы учимся, меняя собственную точку зрения (подвергаем критической оценке).
 
4. Учебная деятельность распределена и нелинейна
— мы учимся, меняя содержание и внутренние связи в учебной среде ("ремикс" содержания без смены контекста).
 
5. Воплоти мечту, если это возможно, и очнись!
— мы учимся, меняя цели (реализуем одни, если это возможно, и формулируем новые).
 
Литература:
  1. J. Corneli & C. J. Danoff, Paragogy, published in CEUR Workshop Proceedings (ISSN 1613-0073) July 2011 Vol-739urn:nbn:de:0074-739-9
  2. J. Corneli & A. Mikroyannidis, Personalised Peer-Supported Learning: The Peer-to-Peer Learning Environment (P2PLE), published in Digital Education Review, Volume 20.
  3. Сайт Paragogy.net (основной ресурс по парагогике).